ЗоВУ, возврат на главную стр. Золотые Врата Урала, (ЗоВУ) российский культурный портал
•• •••••••    
Подписаться на рассылку  Написать письмо   
 •••••
•••••••
  КАТАЛОГ ПУБЛИКАЦИЙ О РАДОСТИ ОБЩЕНИЯ

Объявление

Более полную и основательную информацию на эту тему можно найти в книгах серии "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ), в том числе на одноименном компакт-диске. См. http://www.zovu.ru/cd.htm. Пресс-центр ЗоВУ. 2004

 
<<<   >>>
  ОЧЕРКИ НА ТЕМУ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

ЧЕРНЫЕ МОЛНИИ - 7

или ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 )

7.

Вкратце о некоторых видах невербальных контактов, применяемых нами в общении.

Язык физического общения складывается из различного рода ударов, поцелуев, поглаживаний, рукопожатий... ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ настраивает друг на друга, создает интимность. В телесно-визуальном контакте, конечно, есть свои определенные ритуалы, регламенты и ограничения, направленные на сохранение ценности и целостности человека.

Немаловажна и ДИСТАНЦИЯ, то есть пространственное расположение общающихся относительно друг друга: выше-ниже, дальше-ближе... На интимной дистанции вступают в действие запах, вкус, тактильные ощущения. На большей - зрение, слух, речь. Ситуативно мы пользуемся всеми каналами.

Каждый выбирает нормальную для себя дистанцию и привыкает к ней. Она проявляется даже на уровне типов характера: интроверты держатся дальше, чем экстраверты. И вообще, чем приятней для нас человек, тем ближе к нему мы тянемся. В беседе дистанция ближе, а вот при споре и ссоре люди отходят друг от друга на безопасное расстояние. Опытный психолог даже по пространственному расположению общающихся может сказать достаточно много.

Так же обстоит дело и с ПОЗАМИ. Ее типы определяются культурными нормами среды, эмоциональным состоянием и даже социальным статусом человека.

Начальник держится иначе, чем подчиненный. Жизнерадостность придает совершенно иную осанку, чем горе или печаль. По крайней мере то, каким человек себя видит, точно отражается: мы издалека можем определить самоуверенность и нахальство от неуверенности и робости - по характерной позе. В присутствии приятного партнера мы держимся расслабленно, в новой обстановке - несколько сдержанно и напряженно.

Немаловажен ВНЕШНИЙ ОБЛИК, в частности, одежда и телосложение. Одежда дает информацию о ценностных отношениях, социальном и культурном уровне: нормально, ярко или серо, броско или невыразительно, модно или безвкусно...

Телосложение и мускулатура информируют о силе или немощи, привлекательности или непривлекательности: эстетической, сексуальной...

Но самое важное во внешности человека - это, конечно же, ЛИЦО. На основании морфологических признаков лица строятся первые впечатления о человеке. Мы этому учимся с младенчества. Малыши смотрят в лицо. Вот почему и важно в общении сделать себе лицо. Лучше владеть собой и взять на сознательный контроль выражение лица.

МИМИКА отражает не только эмоциональное состояние, но и социальные установки. Обычно она как бы комментирует или экспрессирует основной поток информации /и вербальной, и невербальной/.

Такую же роль играет ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ. Но руки, в отличие от лица, контролируются гораздо хуже: выдают волнение, страх и т. п. Психотерапевты обращают внимание не только на то, как человек сидит, но и на его руки.

Увлекаться жестами и заменять ими недостающие слова, конечно, не совсем эстетично, но не мешает помнить, что удачный жест - как удар молнии!

ВЗГЛЯД задает направление внимание, используется для установления того или иного уровня взаимоотношений, особенно в сторону интимности. В этом взгляд выразительнее самых точных слов. Умению владеть взглядом тоже обучаются. Например, очень хорошо им владеют специалисты каратэ.

Здесь мы только перечислили каналы коммуникации, а ведь по каждому из них существуют технологии освоения и специальная литература, практические руководства и тренеры.

(Страницы - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 )

Алексей Нянин. Введение в культуру общения. Екатеринбург. 1988

• • •

   •••••••
  НАЧАЛО РАЗДЕЛА
  Команда ЗоВУ (о нас)
 

© Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2004г. - zovu@baza-r.ru

Рейтинг ресурсов УралWeb