РАЗОБЩЕННОСТЬ БЛИЗКИХ ДУШ - 10
(Страницы - 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
)
9.
И последнее: ПРОЧИТАТЬ ХОРОШУЮ КНИГУ О СЕКСУАЛЬНОЙ СТОРОНЕ
БРАКА. Часто именно в этой сфере кроется камень преткновения
целостности и устойчивости брака: безграмотное или поверхностно
пренебрежительное представление о значимости секса и сексуальной
культуры.
К примеру, если мы в браке основываемся на принципах свободы,
равенства и любви, то в этом надо быть последовательным до
конца. Если любовь - высшая ценность, то нужно принимать ее
со всеми странностями и капризами. И решительно расставаться
с навязанными нам предрассудками.
Кстати, как понимать так называемую измену. При трезвом суждении,
супружеская измена - понятийная категория социальности и менее
всего связана с личными, тем более интимными, отношениями.
Измена - менее всего интимная сексуальная связь с другим партнером
и не связана с любовью напрямую. Понимание измены в различных
культурах разное. А в подлинном психологическом смысле, человек
может изменять только себе: это так же очевидно, как нельзя
совершить грех за другого человека.
Так же осторожно надо обращаться и с ревностью. Настоящая
ревность не в том, чтобы перехватывать взгляды других на вашего
партнера или наоборот и ограничивать его связи с окружающими
людьми, боясь, как бы чего не вышло. Настоящая ревность выражается
в стремлении быть для партнера лучше всех, в стремлении к
совершенству, в состязательности со всеми, кто может понравиться
вашему партнеру. Вспомним слово "соревнование",
в котором тот же корень, что и в "ревности": со-ревность!
Чтобы в жизни было меньше пустого беспокойства и пустых тревог,
ЛУЧШЕ БЫТЬ РАЗУМНЫМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ И ВЛЮБЛЕННЫМ. Не создавать
проблем там, где их не может быть. Особенно это касается сферы
любви и интимных отношений. К примеру, где у нас гарантия,
что при всем уважении к нам и даже любви, у близкого нам человека
не возникает чувство к другому человеку? Разве любовь к нам
мешает любить еще кого-то? Но и любовь вытесняется любовью.
Влечение к другому может быть вполне реальной и естественной
вещью. Оно может возникнуть даже против воли, как болезнь.
Мы до сих пор плохо понимаем природу любви и не в силах управляться
со своими страстями. Но в любом случае, что дает запрет на
любовь к другому, кроме нас? И есть ли у нас право на вето?
Если нам нужна была любовь "канарейки в клетке",
то надо было сразу же искать канарейку, согласную залезть
в клетку, чтобы любить нас! В конце концов, речь идет лишь
о договоре по поводу приемлемых взаимоотношений, а не о любви.
Любовь, конечно, самоотверженно может залезть и в клетку,
но как долго она там пробудет? Ведь любовь - не птичка: несвобода
ее губит.
Могут быть разные предрассудки - личные и социальные. У любви
однозначная логика, хотя труднопонимаемая и не всегда согласующаяся
с социальными нормами той или иной культурной среды. Для влюбленного
естественно и прекрасно принимать участие в жизни партнера,
даже если это связано с чувствами к другому человеку: естественно
помогать, а если нужно, то и уйти с дороги. Каждый в конце
концов свободен и волен поступать по-своему. Одно из двух:
либо мы за полную свободу партнера, либо за дискриминацию
и порабощение в явной или скрытой форме /в этом случае сразу
нужно расстаться и с иллюзиями о счастье/. Ограниченной свободы
не бывает, бывает разрешение и милостыня - от сих до сих.
На практике даже с этим возникают курьезы.
ОБЛАСТЬ ИНТИМНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ САМАЯ ЛЕГКОРАНИМАЯ. ЗДЕСЬ ТРЕБУЕТСЯ
БЕРЕЖНОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ДРУГ К ДРУГУ.
Секс без любви - пустоцвет, голая технология или простой
физический акт между полами; от полноты чувств - и полнота
удовлетворения: или глоточек на донышке стакана, чтобы удовлетворить
на пять минут жажду, или блаженная радость на всю вселенную,
которой надолго хватает и которая сама преумножается! Тот
же секс любовью одухотворяется, потому что она "мера
одаренности жизнью людей" и "вопреки всему, в очень
малой степени сексуальность" /А.Платонов/. Поэтому секс
рассматривается не только в качестве способа удовлетворения
половой потребности, но и как культура интимного общения в
любви и браке. Секс не может заменить любовь, но сохранению
и приумножению любви в браке при умелом подходе может помочь,
а при неумелом подходе - может разрушить. Только подход общий,
приемлемый для супружеской пары, а не для кого-то одного из
них. Сексуальное благополучие в супружеских отношениях - "одно
из условий психического здоровья личности, оно входит в число
трех главных факторов, от которых зависит устойчивость и счастье
супружества" /И.Кон/. Если сексуальные отношения не в
порядке, то, как правило, нарушается и все остальное.
Сексуальная культура человека - прямое следствие и выражение
его общей культуры. В ней отражаются социальные и нравственные
установки и образ жизни. Да и сама ПОЛОВАЯ ЛЮБОВЬ - для одних,
совокупление разнополых особей, которое эти особи называют
"любовью", получая от нее определенное наслаждение;
для других, высшее слияние духовно близких личностей. Чем
одухотвореннее половая любовь, тем она красивее.
Поэтому к сближению нужно готовиться заблаговременно, выжидая
и предвкушая. Потребность, удовлетворенная сразу, гасит страсть,
не оставляет места приятным переживаниям и приятным мыслям.
Куда спешить, когда есть возможность наслаждаться каждой минутой,
приближающей встречу. Акт любви - тщательно продуманный торжественный
ритуал, священнодействие, и сексуальная технология с соблюдением
необходимых этапов и закономерностей человеческой психологии
и физиологии занимает в нем немалое место. Любовь стремится
к полному снятию всех границ между любящими, слиянию в единое
целое, поэтому в супружестве половая любовь есть естественное
завершение и основание общечеловеческой и духовной близости
двух личностей, которая будет наиболее полной и принесет большее
удовлетворение, если соблюсти необходимые психофизиологические
фазы: эмоционально-психической подготовки, эротической игры,
физического сближения и последующего эмоционально-психического
успокоения.
Супружеская любовь может быть активной или пассивной. Можно,
конечно, любить пассивно, пока не иссякнут запасы, но лучше
любить активно. "Активная любовь и глубокие чувства не
подарки, а достижение. Пассивная любовь требует, берет, впитывает,
как губка. Активная любовь дает, делится, участвует, стремится
к пониманию и уважению другого человека. Это зрелость, культура,
это путь к эротическому наслаждению. Без этого нет полного
наслаждения сексом.
Активная любовь есть движение вглубь, связь от центра одной
жизни к центру другой жизни. Активная любовь подобна работе
в саду - с наслаждением, но и с усталостью. Такая любовь поможет
пройти в браке через все опасности и вихревые течения. Она
будет поддерживать брак даже при ослаблении сексуального удовлетворения.
Активная любовь усиливает наслаждение сексом. В этом случае
победа любви обеспечена" /Джером и Джулия Рейнер/.
(Страницы - 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
)
Алексей Нянин. Введение в культуру общения.
Екатеринбург. 1988
|